«Красный Октябрь» - один из старейших заводов города, его строительство началось в 1897 году. Весенним днем 30 апреля 1897 года в присутствии большого количества приглашенных произошла торжественная закладка первой заводской плиты тогда еще Уральско-Волжского металлургического завода. Место под строительство освятил протоиерей ... Флегматов (имя не сохранилось). На освящении места под завод присутствовал Петр Аркадьевич Столыпин. "Господа! Сегодня на этом месте будет заложен крупнейший в России железоделательный завод", - сказал будущий реформатор. "Разрешите мне от имени Его Императорского Величества Государя Николая II и от Вашего имени благословить господ заводчиков на важное для России дело".

В 1898 году вскоре после пуска Уральско-Волжского металлургического завода встал вопрос о возведении собственного православного храма. В феврале 1903 года (по другим данным, 1902г) рабочие металлургического завода «ДЮМО» (ныне «Красный Октябрь») подают прошение благочинному царицынских церквей о строительстве у себя молитвенного дома с алтарем. Со слов директора заводского музея, одновременно с заводом был построен молитвенный дом, а 17 декабря 1903 года Саратовская духовная Консистория уведомила о разрешении переименования устроенного при заводе Уральско-Волжского металлургического общества молитвенного дома в самостоятельную церковь, которая получила название Свято-Троицкой.

В июне 1903 года был сделан заказ на иконостас и утварь торговому дому братьев Рысиных. В нем сказано: «Иконостас по рисунку, выбранному собранием 11 июня сего года, двухъярусный, основание сосновое, резьба белою эмальною краскою, мерою шириной 10 аршин (7 м 10 см), вышины с крестом — 7 аршин (около 5 метров). Иконы в иконостасе исполнять фряжской живописи, византийского стиля с ковчегами по золотому чеканному фону, поля по золоту разделенные под эмаль по работе и материалы соответственно иконам, имеющимся в иконостасе Иоанно-Предтеченской церкви в Царицыне».

В феврале 1904 года открывается самостоятельный приход. На 1911 год здесь служил священник завода «Урал-Волга» Михаил Егоров.

В документах того времени отмечается также, что на заводе «Урал-Волга» имеется деревянная Троицкая церковь с двумя синими куполами, построенная в том же 1903 году, к ней были приписаны 5031 прихожан, 131 иноверец, 153 инославных, 27 старообрядцев, 80 сектантов. В феврале 1907 года умирает псаломщик Василий Костюк, на место которого в мае из Вольска прибывает Дмитрий Иванов. С этого же года заводская церковь входит в состав нового благочиния. В 1907 г. в Царицыне создается третий благочиннический округ. В него входят причты храмов хутора Новоникольского, сёл Отрады, Рынка, Ельшанки, завода «Урал-Волга» и др.
В начале XX века по просьбам рабочих при храме открывается трехклассное церковно-приходское училище. Всего же священнослужители окормляли две школы.

После 1905 г. среди верующих начали сбор средств на сооружение нового каменного храма. Люди густо опускали в большую железную кружку, с которой ходили в церкви по рядам богомольцев, пятаки, алтыны, семишники (алтын-3коп., семишник-2 коп.). Высокооплачиваемая категория заводчан жертвовала и четвертные (25 руб.), и золотые десятки и пятерки, серебряные рубли и полтинники (50 коп.). Находились и такие, что приносили на благолепие храма дорогие ризы, хоругви, серебряные, золотые и позолоченные кресты и прочие вещи.

19 сентября 1908 года утверждается план строительства каменной церкви, весьма похожей на Сергиевскую церковь.

В 1911 году на заводе открывается общество трезвости во имя Святой Троицы, председателем которого становится местный священник К.И. Булычев, а его товарищем (заместителем) В.И. Репьевский. Завод растет, и в 1913 году на собранные средства близ старого храма ставят новый, каменный, освященный 13 декабря 1915 года. Руководил строительством губернский архитектор С. Тихомиров. 30 августа 1917 года в этот храм назначается священник Стефан Кудинов, числящийся здесь и на 1919 год.

Вероятно, сразу же, но возможно и несколько позже пристраивается придел в честь святого Константина, так как в годы советской власти храм называется Троице-Константиновским. Он располагается, по современным ориентирам, примерно на месте современной трамвайной остановки «ЗКО», почти напротив заводских проходных.

С приходом советской власти в 1922 году деревянную церковь закрывают и переносят её на 55 метров в сторону города, создают в ней клуб имени Н.К. Крупской, где крутят кинофильмы. В каменном же храме службы идут. Еще в 1917 году в нем был открыт третий штат (священник, дьякон, псаломщик), дьяконом принят Тимофей Акимов. Атеисты высмеивали в прессе ситуацию, когда здесь «стоят три попа со взорами, обращенными к небу.... Они в рваных рясах, на груди у каждого плакат: «Православные христиане, помогите голодающим пастырям церкви». Однако большевики признавали, что церковь по-прежнему пользовалась популярностью.

Её закрывают в 1925 году, и сразу начинаются работы по перестройке церкви в дом культуры. 7 ноября 1927 года в ознаменование 10-летия Октябрьской революции в здании открывается Дом культуры имени Ленина завода «Красный Октябрь».

В ходе Сталинградской битвы линия фронта проходила по территории завода. Более 100 дней здесь шли кровопролитные бои. Завод был полностью разрушен, тысячи солдат и ополченцев погибли, защищая цехи «Красного Октября».

 

Воспоминания о Церкви завода «Урал-Волга»

На предмостной площади завода «Красный Октябрь» до сих пор сохранилась кирпичная кладка Свято-Троицкой церкви (одной из первых заводских церквей), в 1927 году ее перестроили в Дом Культуры имени В.И. Ленина.

Первый проект молитвенного дома при Уральско-Волжском металлургическом заводе был одобрен вскоре после пуска завода уже в 1899 году (26 июля 1899 года №269).

3 мая 1903 года указом Саратовской Духовной Консистории за № 8509 был рассмотрен и одобрен другой проект молитвенного дома, но уже с алтарем.

17 декабря 1903 года Саратовская Духовная Консистория уведомила о разрешении переименования, устроенного при заводе Уральско-Волжского металлургического общества близ г.Царицына молитвенного дома в самостоятельную церковь. Судя по всему простой разницы между молитвенным домом и церковью консистория не делала.

24 мая 1903 года табельщик Кочелаев А. Бывший крестьянин села Ерзовка Царицынского уезда доводит до сведения Его Высокоблагородия заведующему завода господину Голембиовского А.А., что для организации комитета по постройке церкви общим голосованием цеховых рабочих избраны нижепоименованные лица в количестве 8 человек:

от листопрокатного отдела — Афанасий Михайлович Данилин (37 лет бывший крестьянин Тульской губернии);

от рельсопрокатного отдела - Петр Яковлевич (… ... ...волынских мещан);

от тонкокотельного отдела - .. Павлович Зинин (31 год бывший крестьянин …. уезда, села Верхне-Погромного) и Степан …. Калинин;

от токарного отдела -….. Константинович Горянов;

от среднесортного - Степан Иосифович Чистяков (34 года из крестьянин …. губернии);

от мелкосортного отдела — Михаил Иванович Мурыгин (31 год крестьянин Волынского уезда) и Михаил Емельянович Чеботарев (34 года, бывший крестьянин Царевского уезда);

А уже 22 июня 1903 года руководство завода заказывает в тороговом доме братьев Рысиных расположенном в Царицыне иконостас с иконами и церковную утварь на общую сумму в 4466 рублей 81 копейку.

Иконостас по рисунку выбранному собранием, был двухъярусным, основание сосновое, резьба и колонны липовые, фон покрытый бирюзой, а резьба белой эмалевой краской.

Решено было иконы в иконостас исполнить Ряжской живописи, Византийского стиля с ковчегами по золотому чеканному фону, поля по золоту разделать под эмаль, по работе и материалу соответственно иконам, имеющимся в иконостасе первой в Царицыне Иоано-Предтеченской церкви. На выполнение иконостаса с иконами выделялось 2400 рублей, чуть больше половины всей суммы.

Помимо этого было заказано еще 17 икон стоимостью от 10 до 120 рублей за каждую.

Не поскупились на одежду церковных служителей. На облачение священническое с подбедренником, белое серебряного муара с серебряно-золоченной отделкой было уплачено 60 рублей, облачение траурное — 23 рубля, облачение дьяконское — 35 рублей.

Заказали для вновь строящейся церкви много других красивых вещиц. Например: ковчег серебряный 84 пробы, резной изящно-золоченный до 400 золотников, крест напрестольный серебряно-золоченый той же 84 пробы до 110 золотников изящной работы, Евангелий напрестольное в 2 доски из серебра, паникадило в 24 свечи, пару золотых венцов на сумму 29 рублей, круг церковных книг на 100 рублей и многое другое.

Для заказчиков в лице руководства Уральско-Волжского завода была сделана 5% скидка. Платежи производились в два этапа. Половину суммы оплатили в октябре 1903 года.

А уже 17 декабря Указом Святейшего Синода от 12.01.1904 года за № 239 определено при новопостроенной церкви завода открыть самостоятельный приход с причтом через священника и псаломщика с тем, чтобы содержание причта обращалось исключительно на местные средства, из них постановила: жалование священнику — 600 рублей в год и квартиру состоящую из 3х комнат и кухни, жалование псаломщику 200 рублей в год и квартиру.

Из воспоминаний бывшего зам. нач РМЦ Литвинова В.

Наступил 1926 г. Началось осуществление строительства нового клуба им. Ленина на месте заводской церкви (само здание церкви частично использовалось) по проекту инженера-конструктора завода Владимира Васильевича Соловьева. «Для начала строительства» заместителю начальника ремонтно-строительного цеха В.Литвинову «было приказано снять кресты с главного купола и колокольни церкви. Снять их надо было внезапно и быстро. Такелажники нашли лаз на купол и запросили наряд на тысячу рублей. Вдвое больше той суммы которую предполагал Литвинов. Он пояснил им, что за это ему может влететь и пообещал по 250 руб. на брата, общей суммой на 750 руб. В качестве исключения деньги были выданы не через кассу, а наличными. Ну а на поселке уже прошел слух о закрытии церкви. Наутро около церкви собралась небольшая толпа старушек и стариков, и когда такелажник Кильдяшев подобрался по куполу к главному кресту и стал отвинчивать его ( крест был укреплен на большом винте), то в толпе застонали, закрестились, зазвучали проклятья: «Вот Господь покарает его сейчас!». К 12 часам дня все было кончено. Кресты снесли на завод. Строительство клуба началось. И вот оно закончено к годовщине Октябрьской революции. Надо открывать клуб 6-го ноября. В этот день утром меня вызвали в партком завода, смотрю там представители ГК партии. Мне говорят : «По поселку идут слушки, что при открытии клуба будет авария его и многие не принимают приглашения на торжественное открытие» (опасались строительной диверсии. Стройка охранялась плохо и теоретически это было возможно).

В старом здании церкви были две несущие колонны, отлитые из чугуна, они поддерживали купол церкви. По проекту мы их удалили, предварительно подведя вместо них мощные металлические балки, сложно опирающиеся на угловые пилоны. Деформирование одного из двух пилонов могло вызвать обрушение нового клуба.

Из воспоминаний ополченцев И.З. Рожкова и А.Г. Акимова.

Их рабочий батальон в сентябре 1942 года перегородил перекресток дороги у бывшего храма металлическими ежами. Также в дни боев в подвале церкви находился штаб 38-ой отдельной мотострелковой бригады полковника И.Д. Бурмакова, в последствии пленившего фельдмаршала Ф.Паулюса. Не далеко от церкви в одном из батальонов служила девушка лет семнадцати по прозвищу «Нина святая», перевязавшая человек двести, а сама ни разу не задетая пулей. Дважды тяжело раненный А.М. Иванов вспоминает один горячий бой: «Кровь идет из горла, а я хожу по цеху и кричу: Нина святая!».

Здание церкви исчезает во время Сталинградской битвы, а выше от Волги в 1949 году опять возводится Дворец культуры имени В.И.Ленина, во многом повторяющий контуры храма и даже стилистику окон, но отличающийся большими размерами и наличием башенок взамен трех куполов.

Имелся свой Никольский молитвенный дом и на Оружейном заводе. Точнее на Нижнем поселке. По мнению архитектора Стяжковой Е.А.он был построен, вероятно, в 1917-18 годах. После революции он на несколько лет закрывается, но 10 апреля 1921 года община вновь просит у власти разрешения открыть церковь. Царицынская губернская комиссия по отделению церкви от государства положительно решает эту просьбу прихожан. Остается неизвестным, сколько храму удалось продержаться с открытыми дверями. Вероятнее всего, его разрушили либо переоборудовали в 30-е годы.

Современный храм

В 2005 году решением акционеров компании Минланд Ресорсес ltd и директора волгоградского металлургического завода "Красный Октябрь" Фоменко Алексея Петровича было решено воздвигнуть заводской храм Георгия Победоносца. Название выбрано неслучайно. Как известно, Георгий Победоносец – один из самых почитаемых святых на Руси, тысячелетний покровитель русского воинства. В начале мая Православная церковь отмечает день поминовения этого святого. Почитание св. Георгия пришло из Византии после крещения Руси. В XVIII веке св. Георгий Победоносец занял место на гербе Москвы, сегодня его образ является частью всероссийского герба.

5 мая 2005 года место под основание храма освятил митрополит Герман. Первое время строительство храма от епархии курировал игумен Елисей (Фомкин) настоятель близлежащего храма св. праведного Иоанна Кронштадтского, он и освятил осенью 2005 года закладной камень в основание храма. От завода строительство координировал Важенин Игорь Викторович. Весной 2006 г. митрополит Герман освятил колокола звонницы. 28 июля 2006 г. митрополит Герман благословил создание прихода и назначил настоятелем строящегося храма иерея Алексея Алексеева. С этого момента на строительной площадке регулярно совершались водосвятные молебны на Двунадесятые и Великие праздники.

Весной 2006 года было совершено освящение и водружение куполов строящегося храма. 2 февраля 2007 года в строящемся храме состоялся молебен, посвященный победе в Сталинградской битве. Он был примечателен тем, что на нем присутствовала внучка последнего заводского священника. 6 мая 2007г. при стечении большого количества заводчан и прихожан храма митрополитом Германом было совершено полное освящение храма. В основание престола были заложены мощи мучеников Виленских Антония, Евстафия, Иоанна.
Архитектор, разработчик проекта храма Георгия Победоносца - Юрий Вадимович Коссович, известный жителям Волгограда, как автор проекта храма Всех Святых на Мамаевом Кургане.

По материалам официального сайта храма: www.hram-georg.ru

 

Оставить сообщение в гостевой книге

 

 


Используются технологии uCoz