В некоторых источниках говорится о Николаевском молельном доме на железнодорожной станции, построенном в год основания станции - в 1896 году. В этом деревянном здании служил отец Иоанн Райский. Он с 16 декабря 1899 года состоял законоучителем двухклассного железнодорожного училища при станции, а с 28 августа 1901 года и земского училища селения Сарепта. По другим данным, законоучителем в Сарептском земском училище отец Иоанн стал 1 марта 1903 года. За учебную деятельность ему выделялось от железнодорожного ведомства 150 рублей в год.
С 5 июля 1901 года Райский служит и в Николаевском молитвенном доме, получая 180 рублей в год. Вскоре посёлок разрастается и возникает мысль о постройке каменного храма, а деревянный в 1905 году переносят в нынешний Красноармейск.
При станции собирается комитет по строительству, и в воскресенье 18 сентября 1911 года состоялась закладка новой церкви, автор и строитель которой остались неизвестны. Отец Иоанн внёс свой вклад, рабочие собрали остальное. Мешает строительству начавшаяся война, поэтому оно затянулось на пять лет. Но всё же 16 октября 1916 года епископ Саратовский и Царицынский Палладий (Шерстенников) освящает церковь. При этом присутствует царицынское духовенство во главе с благочинным протоиреем Александром Строковым, игуменья подворья Балашовского монастыря Мария и множество горожан. Пели на литургии и освящении два хора - железнодорожников и Вознесенского храма.
Жительница Сарепты Кноблох пожертвовала в церковь позолоченные сосуды для богослужения. Присутствующие послали телеграмму государю с выражением верноподданнических чувств. На последовавшем после освящения храма торжественном обеде епископ Палладий преподнёс Иоанну Райскому наперсный крест.
Храм сразу стал градообразующим элементом посёлка. Обошлась его постройка в 8 тысяч рублей. Длина храма - 31 м, ширина - 15 м. К церкви примыкали вытянутая трапезная и колокольня (от последней уцелело два яруса).
По мнению специалистов, стиль архитектуры - неоклассицизм с присутствием элементов древнерусского зодчества. Сохранились даже некоторые элементы художественной отделки интерьеров. После отца Иоанна Райского в церкви служили Алексей Мирандов (с 1916 года), Дмитрий Славин (с 1918 года). Сюда приезжали священнослужители из Крестовоздвиженского храма Царицына, пользуясь бесплатным проездом в мягком вагоне пригородного поезда. Дьякона при церкви не имелось, регентом и сторожем являлся Митрофан, а старостой - машинист землечерпалки.
С приходом к власти большевиков началась борьба с православием. Сперва Царицынский губернский совет в июле 1918 года отказал священникам в пенсиях и пособиях, что в те голодные годы было равносильно смертному приговору. В голод 1922 года власти начали силой изымать богослужебные сосуды и утварь, хотя в начале апреля съезд духовенства Красноармейского района решил отдать в пользу голодающих все ценные вещи из храмов.
Николаевскую церковь попытались закрыть сначала в 1923 и 1924 годах, но этого не удалось. С 12 октября 1924 года по 1928 год она была действующей, находясь в пользовании коллектива верующих из 433 человек. Осенью 1928 года на собраниях месткома, исполкома поселкового совета, рабочих и служащих и многих других, специально инициированных сборищ решили закрыть храм, не выслушав даже мнения верующих. Решение оправдывали недостатком помещений одновременно для школы, клуба и потребкооперации.
Церковный совет добровольно снял колокол «на индустриализацию страны», за что подвергся огульной критике в местной газете «Борьба» за «заигрывание с трудящимися». Эта газета в декабре 1928 года сообщает о закрытии храма. Имеется также упоминание в документах о закрытии Николаевской церкви в Сарепте 27 марта 1929 года.
Но Сталин ещё побаивается перегнуть палку и вызвать массовые протесты верующих, поэтому иногда и на местах при закрытии храмов требовали от райисполкомов при возбуждении подобных дел иметь план переустройства и отводимые на него суммы. Такой запрос сделал Сталинградский окрисполком. А в апреле 1930 года Красноармейская районная партконференция постановила: «Закрытые вопреки воли населения церкви немедленно открыть». Окончательно закрыть церковь удалось лишь в 1939 года, после чего в ней сделали клуб, склад, магазин. Но и в 1940 году священник на Пасху, по сообщению властей, «организовал служение из своего дома через открытое окно на улицу. Собрались толпы народа… перед которыми поп в окно своего дома размахивал кадилом и исполнял молебен».
Последнее зло сарептскому храму причиняется в 1989 году, когда снесли здание бывшей часовни станционной больницы в Сарепте. В 1991 г. Николаевская церковь в Сарепте вновь открывает свои двери.

Храм – памятник архитектуры регионального значения, находится под охраной государства.
Имеются воскресная школа и библиотека.
Адрес: г.Волгоград, ст. Сарепта, ул. Сологубова.

Фото: Куличкин А.С.

Текст - по материалам официального сайта

Волгоградской епархии http://diocese.avtlg.ru

Авторы текста: В.И. Супрун, С.М. Иванов

Данная страница создана по просьбе прихожанки этого храма Яны (Анны). Выражаем Яне благодарность за проявленную инициативу и помощь в создании данной страницы!

Фото: Антон Куличкин

 

Оставить сообщение в гостевой книге

 

 

 

 

 

 

 


Используются технологии uCoz